yan-lumelЯн Петрович Лумельский (родился в 1930 году), доктор физико-математических наук, профессор.

Учился на юридическом факультете Пермского университета с 1948 по 1953 год. В  1969 году  успешно  закончил аспирантуру по  теории   вероятностей и математической статистике в Московском государственном университете. Преподавал на механико-математическом факультете ПГУ с 1959 до 1997 года; в последние годы работы в ПГУ заведовал кафедрой теории вероятностей и математической статистики.

Его заслуги в области высшего образования были отмечены в 1984 году награждением нагрудным знаком «За отличные успехи в работе» Минвуза СССР. За активную деятельность по пропаганде естественнонаучных знаний в 1988 году он был награжден нагрудным знаком правлением Всесоюзного общества «Знание». Неоднократно он был лауреатом научной премии ПГУ по математическим наукам.

Воспоминания Я. П. Лумельского уникальны тем, что бо́льшая часть университетской истории (фактически – две трети столетия) разворачивалась на его глазах, а некоторые из её важных событий – при его участии. Поступив в университет в 1948 году (одновременно с филологом Г. Г. Сильницким), он успел поработать заместителем секретаря комсомольской организации; позже, с 1959 до 1996 года, работал на механико-математическом факультете ассистентом, доцентом, заведующим кафедрой, профессором. Его жизненный опыт обогатился также обращением к практике ведущих зарубежных вузов среди которых – университеты Гарварда, Принстона, Беркли, Массачусетский технологический институт, и др.

В настоящий момент Я. П. Лумельский проживает в г. Калгари (Канада).

См. также:  Лумельский, Ян Петрович // Википедия.


После войны: 1948–1953 годы

Пермский государственный университет я знаю более половины 100-летнего юбилейного срока. С 1948 по 1953 год я был студентом юридического факультета университета, а с 1959 г. по 1996 г. преподавал математические дисциплины в университете. И сегодня слежу за жизнью университета не только по его сайту.

Многое вспоминается и о многом хочется рассказать. Я решил вспомнить университетскую жизнь в мои далекие студенческие послевоенные годы и годы начала моего преподавания в университете. Заканчиваю воспоминания 1965 годом. Поскольку публикую не воспоминания о своей жизни (вторая половина моей жизни включала немало интересного), а воспоминания об университете (надеюсь, что будет много желающих рассказать об университете во второй части 100-летнего юбилейного срока).

Семь моих соучеников и я в 1948 году закончили единственную в этом сельском районе нашей области Сивинскую среднюю школу. В этом же году я поступил в Молотовский (Пермский) государственный университет. Со мной в ПГУ учиться на геолога поступал мой одноклассник; он получил на вступительных экзаменах две отличных и две хороших оценки, но не был зачислен на учебу.

Конкурс был высоким. В 1948 году и в последующие годы на этот факультет было зачислено много школьников, награжденных золотой медалью, и успешно закончивших школу. Геологическая специальность в те годы в стране была «модной» (это реальный факт: в разные годы в «моде» разные профессии, факультеты, а также многое другое).

Приход талантливых специалистов в геологию позволил за короткий срок в стране в несколько раз увеличить запасы разведанных важнейших полезных ископаемых: нефти, газа, золота и других.

Популярность геологической специальности в те годы, как я полагаю, была вызвана романтическими желаниями молодых повидать страну, а также возможностью в летнюю геологическую практику заработать в экспедиции деньги, позволяющие не голодать и не работать в учебном году.

Материальное положение подавляющего числа студентов в послевоенные годы было тяжелым; мы обсудим это подробней ниже.

В 1948 году на втором – пятом курсе университета обучалось около тысячи студентов, а на первом курсе стало обучаться значительно больше, чем обычно. Связано это было с тем, что в 1948 году в университете был начат приём на два новых факультета: юридический и технический. Каждый из этих факультетов зачислил на первый курс по 100 студентов.

Университет в эти годы располагался в трёх зданиях. В корпусе № 2 размещались администрация университета (ректорат, учебный и научный отделы, бухгалтерия и отдел кадров), насчитывающая в то время не более 25–30 человек, а также физико-математический, технический, историко-филологический, биологический и юридический факультеты. В небольшом корпусе справа от корпуса № 2 размещались химический факультет и военная кафедра. Здание за корпусом № 2 занимали геолого-географический факультет, учебные мастерские и университетская столовая.

foto_2
Встреча выпускников юридического факультета ПГУ 1953 года (первый факультетский выпуск)

В 1951 году университет получил новое студенческое общежитие № 7, расположенное в Громовском поселке. В последующие годы началось строительство общежития на улице Белинского и жилого дома для преподавателей на Комсомольском проспекте. Как и прежде, не хватало учебных помещений.

Ректором университета в первые годы моей учебы был доцент Александр Ильич Букирев, а проректорами профессора Роман Викторович Мерцлин (в тяжелые для страны и университета военные годы 1941–1945 он был ректором, сменив А. И. Букирева, ушедшего в июле 1941 года на фронт), Георгий Алексеевич Максимович. Каждый из этих руководителей вызывает добрые воспоминания. Каждый из них внес большой вклад как в развитие университета, так и научных направлений, которые они успешно возглавляли на факультетах.

А. И. Букирев был ректором университета до 1951 года. Александр Ильич был человеком редкой доброжелательности, он был доступен любому студенту университета. Приём он вел всегда, когда был в своем кабинете. Помню случай, когда студент университета просил ректора разрешить получить его летние стипендии на две недели раньше срока. Он получил такое разрешение после того как Александр Ильич наложил на его заявлении вторую визу.

К заслугам ректората и секретаря партбюро университета Антона Ивановича Оборина следует отнести то, что компания «борьбы с космополитизмом» не задела коллектив нашего университета.

В связи с увеличением числа студентов и отсутствием аудиторий для занятий уже с 1949–1950 учебного года университет с занятий в одну смену перешел на занятия в полторы смены, а в 1951 и в последующие годы на две смены. Занятия у студентов естественных факультетов были в первой половине дня, а гуманитарных – во второй половине дня. Составление расписания аудиторных занятий в те годы было головоломной задачей. Эти задачи с 1951 года начали успешно решаться под руководством проректора по учебной работе университета Н. А. Игнатьева. Николай Александрович был замечательным руководителем: деловым, интеллигентным и доброжелательным.

Теснота и отсутствие минимально необходимых площадей для аудиторий и кафедр привела к большему общению студентов различных факультетов. Студенты в те годы знали значительную часть студентов и преподавателей других факультетов.

Нередко лекционные потоки включали студентов различных факультетов. Лекции по истории партии, например, студенты первых двух курсов юридического и историко-филологического факультетов слушали вместе.

Так я познакомился со студентами историко-филологического факультета: Владимиром Лепескиным, Михаилом Печерским, Лорой Сивковой, Зоей Соколовой, Георгием Сильницким и многими другими.

На университетскую жизнь в послевоенные годы положительно влиял особый состав студентов. Значительную часть студентов составляли недавно демобилизованные воины и абитуриенты, начавшие работать в войну с 14–15 лет на предприятиях и закончившие среднюю школу после войны. Этих студентов отличало добросовестная учеба и серьезное отношение к общественным обязанностям.

lumelskij-2

Группа  студентов  университета в   Ботаническом  саду 1 мая 1952  года.

Такие качества они передавали нам бывшим школьникам. Они возглавляли комсомольскую и профсоюзную студенческие организации в годы моей учебы. Здесь хочу вспомнить Юрия Мелькова, Владимира Трефилова, Ивана Кудрина, Александра Гилева, Вадима Кожевникова. Юрий Мельков, 1921 года рождения, фронтовик с Ленинградского фронта, отличался самыми высокими человеческими качествами и выдающимися организаторскими способностями. Он с 1947 по 1949 год возглавлял комитет комсомола университета, а уже в 1951 году он был избран первым секретарем Пермского обкома комсомола.

В руководстве партийных бюро в университете было много студентов-фронтовиков. В течение ряда лет секретарем партбюро юридического факультета был студент-фронтовик Вениамин Будрин, а студент физико-математического факультета Евгений Лучников был несколько лет членом партбюро университета.

Много сил в те годы студенты отдавали художественной самодеятельности. В университете функционировал ансамбль песни и пляски под руководством Василия Волкова. Неизменным успехом пользовался университетский хор а капелла. Солисты оперного и драматического театров областного центра руководили в университете кружками сольного пения, художественного чтения и драматическим коллективом. Лучшими солистами сольного пения в университете в те годы были Татьяна Борзая – студентка историко-филологического факультета и Владимир Балалаев – студент геолого-географического факультета. Неизменными призерами университетского и городских студенческих смотров художественной самодеятельности были мастера художественного слова.

Это искусство высоко ценилось в 1950–1960 годы прошлого столетия. В 1952 году в университете успешно выступал мастер художественного слова, заслуженный артист РСФСР Антон Шварц, гастролировавший в г. Перми. Восхищение студентов вызывало чтение им рассказов Чехова и басен Крылова. К сожалению, сегодня мастеров художественного слова не услышишь даже в праздничных концертах по телевидению и радио.

Университетский драматический коллектив в 1950–1960 годы прошлого столетия добился больших творческих успехов, получивших признание зрителей г. Перми.

Несколько лет режиссером этого драматического коллектива был артист Пермского драматического театра, ныне известный режиссер, Марк Захаров.

Здесь хочу отметить громадный вклад в развитие художественной самодеятельности университета в послевоенные и последующие годы Бориса Облапинского (студента химического факультета, в последующем преподавателя этого факультете).

Смотры художественной самодеятельности в университете в 1949–1953 году тщательно готовились общественными организациями и они включали кроме конкурсной и значительную развлекательную составляющую. Всего таких смотров было восемь из них шесть факультетских и два университетских.

На факультетских смотрах жюри лучшие номера выдвигало на университетский смотр самодеятельности. На одном из университетских смотров часть номеров факультетской самодеятельности выдвигались на городской смотр студенческой самодеятельности. На другом из университетских смотров выступали общеуниверситетские коллективы; их лучшие номера рекомендовались на тот же городской смотр.

По итогам этих смотров жюри университета определяло места, занимаемое каждым факультетом по художественной самодеятельности. При подведении итогов учитывалось число номеров, отмеченных на университетском смотре, а также участие студентов данного факультета в университетских коллективах, проведение концертов в городе и области. Городское жюри подводило итоги соревнования художественной самодеятельности ВУЗов.

В те годы в конкуренции за первое и второе место участвовали самодеятельность университета и медицинского института, а самодеятельность педагогического, фармацевтического и стоматологического (был тогда в городе такой) институтов довольствовались остальными местами.

Порядок организации и проведения университетских вечеров-смотров в 1948–1953 годах был следующим. Печатались в типографии пригласительные билеты, которые вручались преподавателям и студентам университета(студент иногда имел возможность пригласить знакомых не студентов факультета или университета).

Вход в корпус № 2, где проходили смотры, примерно с 18 часов (вечернего и заочного отделения тогда еще не было) был возможен только по пригласительным билетам.

Начинался концерт смотра самодеятельности в 19 или 19 часов 30 минут и длился, как правило, два часа. Жюри заседало примерно часа два; После концерта были танцы и другие развлекательные мероприятия. Все мероприятие заканчивалось около 24 часов. У студентов было много времени и возможностей для общения.

Кроме вечеров – смотров самодеятельности, в те годы в университете проводились вечера, посвященные празднованию 1 мая, 7 ноября и новогодние. Такие вечера включали концерты, конкурсы, танцы и другие мероприятия. В те годы новогодние вечера в университете проводились 31 декабря и 1 января и начинались в 9 вечера и заканчивались в 7 утра. Были организованы дополнительные буфеты, в них расставлялись столики; спиртное в те годы продавалось в буфете университета все дни недели.

Я дважды встречал Новый год в университете. Организация проведения всех этих мероприятий требовала большой работы студенческих общественных организаций (комсомольской и профсоюзной). Иногда для проведения праздничных вечеров создавались специальные временные комитеты (мог бы рассказать об этом подробно, поскольку четыре года с 1948 по 1952 был членом комитета комсомола университета; последние два года – заместителем секретаря комитета комсомола).

Все концертные мероприятия и университетские собрания в те годы проводились в корпусе № 2. Для этого использовались клуб (помещение налево от входа) и актовый и горьковский залы (ныне это лекционные аудитории на верхнем этаже).

В 1949 году под руководством Глеба Сергеевича Хлебутина студентами-физиками была осуществлена радиофикация корпуса № 2. Это позволило, например, слушать концерт смотра художественной самодеятельности не только в зале, но и на лестничных площадках второго и третьего этажей. В университете был организован радиоузел, который стал вести передачи.

С 1948 года в университете стала издаваться многотиражная газета «Пермский университет». Она в те годы печаталась в типографии университета.

Периодически выходила стенная юмористическая газета «Перец». Каждый выпуск газеты «Перец» был событием в университетской жизни. Вспоминаю некоторых из тех кто издавал эту газету. Перечислю их: Соня Полякова, Алексей Домнин, Игорь Капцугович, Евгений Коваленко, Юрий Фоминых.

Хочу еще раз вернуться к составу студентов и к их отношению к учебе в годы моей учебы в университете.

Требования к учащимся средней школы в те годы были достаточно высокими. Нерадивые или мало способные к учебе школьники оставлялись на повторное обучение в 6 и 7 классах.

Получить аттестат зрелости в те годы было не очень просто. До всеобщего обязательного среднего образования и вреда от этой обязательности было еще далеко.

Вступительные экзамены в те годы позволяли отобрать для учебы в университете лучших абитуриентов. Не малую роль в формировании состава студентов играло и то обстоятельство, что во многих семьях в то время было несколько детей, а учиться в вуз семья отправляла только самого способного.

Такой состав студентов, ориентированных в основной массе на добросовестную учебу, позволял преподавательскому коллективу университета предъявлять высокие требования и готовить хороших специалистов. Часто существенной причиной отсева студентов была появившаяся в семье острая необходимость работать и содержать младших братьев и сестер. В те годы еще не было факультетских учебных комиссий, главным назначением которых было уговаривать нерадивых студентов ликвидировать «хвосты»-академическую задолженность. Кстати, сейчас в ряде стран в университетах нет возможности повторно сдать экзамен.

Порядок выплаты стипендии студентам также стимулировал хорошую учебу. Стипендия выплачивалась лишь тем студентам, которые экзамены в сессию сдавали на хорошо и отлично. Для значительного числа иногородних студентов эта стипендия в 220 рублей (повышенная 275 рублей) была единственным источником дохода.

В те годы материальное положение подавляющего большинства студентов (особенно живущих в общежитии) было тяжелым.

К студентам, живущим в общежитии, обращались для срочной разгрузки или погрузки железнодорожных вагонов или барж в порту, что позволяло заработать некоторым студентам небольшие деньги.

Девушкам, ведущим совместное хозяйство в комнате общежития, удавалось сносно питаться за небольшие деньги. Мне рассказывала студентка-историк Мая Катаргина, что каждая из четырех девушек, живущих с ней в комнате, поочередно одну неделю готовили и кормили всех в комнате, тратя на это 140 рублей. Это позволяло часть стипендии экономить на другие нужды.

В эти годы в университете было примерно шестьдесят именных стипендий повышенного размера (480 рублей, 580 рублей и 780 рублей), а число студентов круглых отличников учебы в несколько раз превышало эту цифру.

 

Неслучайно именно в 50–60-е годы прошлого столетия советская высшая школа занимала одно из первых мест в мире по уровню подготовки специалистов по физико-математическим и другим естественнонаучным направлениям.

В первые годы после войны с 1945 до 1955 годы в университете учились будущие профессора ПГУ: В. Н. Быков, Г. З. Гершуни, О. Л. Горбушина, И. С. Капцугович, М. Н. Кожина, А. М. Комлев, Р. А. Коренченко, А. М. Кропачев, Ф. А. Курбацкая,  Б. С. Лунёв, Ю. М. Матарзин, В. Ф. Мягков, В. М. Новоселицкий, В. А. Оборин, И. А. Печёркин, М. Г. Писманик, Е. Н. Полякова, П. Ю. Рашмир, Г .Б. Сойфер, К. В. Тиунов, А. Н. Фадеев, Л. А. Шимановский, пермские писатели Л. И. Давыдычев, А. М. Домнин, смоленский филолог Г. Г. Сильницкий, историк В. Д. Генинг, историк  З. П. Соколова и многие другие успешные выпускники университета.

В послевоенные годы было много студентов со сложной судьбой. Их родители были осуждены как «враги народа» в 1937–1938 годы, это сосланные в нашу область в первый год войны семьи немцев из западных областей СССР, сосланные в 1944 году из Крыма семьи болгар и т. д. Александр Твардовский в поэме «По праву памяти» об этом писал:

Сын за отца не отвечает,

Но в те года и пятилетки,

Кому с графой не повезло,

Для несмываемой отметки

Подставь безропотно чело.

 

Чтоб со стыдом и мукой жгучей

Носить ее – закон таков.

Быть под рукой всегда – на случай

Нехватки классовых врагов.

Я перечислил выше не все категории студентов, кому с графой не повезло. Студенты с тяжелой долей, не выставляли ее на показ и доверяли свои беды лишь очень близким друзьям.

Один из хорошо знакомых мне выпускников университета 1953 года (он много лет успешно работал в ПГУ) рассказал мне спустя много лет после окончания университета, что оба его родителя были расстреляны в 1937 году как «враги народа». Он попал в детдом. Директор детдома, когда он уходил на фронт, выдала ему справку, что его родители погибли на войне. С такой биографией он прожил всю жизнь без позорной графы.

Но нередко «графа » давала себя знать. Например, у студентов, которые были членами семей специальных переселенцев, были ограничения при распределении их на работу.

Вспоминается подлинная история. Дочь «враги народа» студентка-физик в 1952 году была рекомендована в аспирантуру; компетентные «органы» не одобрили её поступление. С просьбой о помощи она обратилась к упомянутому ранее первому секретарю обкома комсомола Юрию Мелькову, которого знала по совместной общественной работе в университете. Он согласился помочь и помог. Ей разрешили поступить в аспирантуру, поскольку представляющие «органы » работники выяснили, что ПГУ не включен в «атомный проект» и она будет заниматься теоретической физикой. К сожалению, многие студенты «с графой» становились жертвой дискриминации.

Во время войны в университете начали работу несколько выдающихся ученых, отмеченных «позорной графой» и они внесших большой вклад в развитии нашего университета.

Профессор Пётр Николаевич Чирвинский по ложному доносу был репрессирован. В 1943 году начал работать в качестве заведующего кафедрой петрографии, уйдя с должности заведующего петрографическим кабинетом Соликамского калийного комбината.

Профессор Георгий Андреевич Остроумов был репрессирован. С 1945 году он начал работать в ПГУ заведующим кафедры общей физики, оставив должность начальника электромеханического цеха мастерских треста «Кизелуголь».

Устройство на работу двух выдающихся ученых несомненно заслуга ректора университета Романа Викторовича Мерцлина.

Помня те времена, я убежден, что добиться их увольнения с предшествующей работы было невозможно без участия партийных органов. Первым секретарем Молотовского обкома партии с 1939 по 1946 год был Николай Иванович Гусаров, который много сил вложил в организацию Молотовской (Пермской) области (область была организована в 1939 году). Н. И. Гусаров много сделал для организации производства оружия Победы в городе и области, а также для развития образования и культуры. В тяжелые годы войны он находил время принимать директора Пермского театра оперы и балета С. Г. Ходеса и решать вопросы театра и хореографического училища.

Хочу привести фрагмент из Википедии об истории Пермского хореографического училища и об одном востребованном талантливом человеке «с графой»: «Основателем и первым художественным руководителем Пермского хореографического училища стала Екатерина Николаевна Гейденрейх. По семейным обстоятельствам Е. Н. Гейденрейх не эвакуировалась вместе с Ленинградским хореографическим училищем и осталась в Ленинграде, где была арестована и 2 апреля 1942 года и осуждена по статье 58 сроком на 10 лет. Она отбывала наказание в Усольском исправительно-трудовом лагере города Соликамска Молотовской области, но была освобождена из лагеря как инвалид 5 декабря 1942 года».

Е. Н. Гейденрейх работала с 1943 года в Ленинградском (в городе Перми) а затем и в Пермском хореографическом училище до ее реабилитации в 1956 году.

После окончания войны историческое направление в университете было существенно укреплено двумя замечательными учеными «с графой».

Отто Николаевич Бадер работал в ПГУ в 1946–1955 годы; он основатель уральской школы археологии. С 1941 до 1946 года он жил и работал в городе Нижний Тагил.

Лев Ефимович Кертман начал работать в ПГУ в 1948 году по приглашению ректора А. И. Букирева. Он ранее работал в Киевском университете. Его блестящие лекции, читаемые студентам историкам приходили слушать студенты других факультетов (мне об этом рассказал выпускник философского факультета Киевского университета 1952 года). Завистники инициировали решение парткома Киевского университета, которым Л. Е. Кертман был объявлен «космополитом».

Я имел счастье слушать замечательные по содержанию и по форме лекции Льва Ефимовича по курсам: история политических учений, история международных отношений, будучи студентом нашего университета.

Хочу рассказать об отношении студентов к тем, у которых в силу реальных обстоятельств «позорная графа» становилась предметом обсуждения. Во всех многочисленных случаях, которые могу вспомнить, отношение студентов было доброжелательным.

Полагаю, что в послевоенные годы у значительной части населения страны сформировалось убеждение, что большинство «врагов народа» таковыми не являются. Именно поэтому массовая реабилитация «врагов народа» в 1956–1957 годы получила одобрение в стране.

В этой связи вспоминается следующее. В те годы действовал закон, предусматривающий ссылку в отдаленные места Сибири членов семьи лица, направленного и не вернувшегося из заграничной командировки. На занятиях по уголовному праву студент Владимир Виноградов (фронтовик, офицер) спросил, не является ли такая ссылка наказанием при отсутствии вины, которая является необходимым условием применения наказания.

Это коллективное наказание было давно отменено. Не будет ли человечество использовать коллективное наказание в будущем ?

Из истории страны известно, 1950–1953 годы были годами усиления тоталитаризма, годами страхов и тревог, а также годами послевоенных надежд на лучшее будущее.

Смерть Сталина 5 марта 1953 года, всеобщий искренний траур по этому поводу усилили эти страхи и тревоги.

В эти трудные годы молодость брала своё – студенты учились, развлекались, смеялись и т.д.

lumelskij-1

Группа  студентов  университета возле Пермской   художественной  галереи.   1 мая 1952  года.

Однако жизнь была такова, что ни студенты, ни преподаватели не были защищены от идеологического и общественного насилия, способного изменить судьбу человека. Хочу кратко описать два эпизода на эту тему из жизни ПГУ в те годы.

В марте 1952 года в партбюро историко-филологического факультета обратился с заявлением преподаватель этого факультета Павел Иванович с требованием запретить «подпольную прессу» в одной из групп 3 курса и наказать комсорга группы и членов комсомольского факультетского бюро. Поводом для заявления Павла Ивановича было совершенно невинное описание в прозе и в стихах жизни группы в нескольких школьных тетрадях. Этот вопрос обсуждался на совместном заседании партийного и комсомольского бюро факультета.

На заседании была одобрена точка зрения секретаря партбюро факультета Ф. С. Горового и комитета комсомола университета (я представил на заседании эту точку зрения) что нет необходимости привлекать кого-либо к строгой комсомольской ответственности.

Павел Иванович был недоволен таким решением и обратился в партбюро университета, которое на заседании тоже обсуждало этот вопрос. Партбюро ограничилось формулировками «указать», «обратить внимание»; никто серьёзно наказан не был.

В начале 1953 года в областной комсомольской газете появилась статья «Халтурщики». Написал ее студент 3 курса юридического факультета; в статье он нелестно отозвался о лекциях молодых преподавателей (им было около 30 лет) Иосифа Соломоновича Ноя, Василия Федоровича Зудина и Владимира Владимировича Пугачёва. Разбирательство этой статьи на партбюро университета, а затем и на университетском партсобрании напоминало хорошо отрежиссированный спектакль; И. С. Ной и В. Ф. Зудин (они оба фронтовики) были привлечены к строгой партийной ответственности.

После смерти Сталина это персональное дело было рассмотрено при участии комиссии партийного контроля ЦК; взыскания были отменены и установлено, что «режиссером» этого персонального дела с начала (с организации публикации в газете) являлся секретарь партбюро университета Виктор Васильевич Кузнецов. Через короткое время И. С. Ной, В. В. Пугачев, а затем и В. Ф. Зудин уволились из ПГУ. Все трое стали докторами наук и профессорами университетов и других вузов в городах Саратов, Горький и Воронеж.

В конце июня 1953 года я закончил юридический факультет ПГУ. Я начал работать и стал получать математические знания, учась заочно. В сентябре 1953 года появились первые признаки «оттепели». Была отменена уголовная ответственность за самовольный уход с работы и прогул. Было установлено, что предупредив за месяц работодателя, работник имеет право уволиться по собственному желанию.

Механико-математический факультет и университет: 1960–1966 годы

В университете я стал работать с 1 сентября 1959 года. С осени 1958 года я начал преподавать высшую математику в Пермском учебно-консультационном пункте Всесоюзного заочного финансово-экономического института.

Организатором и заведующим этого учебно-консультационного пункта был Иван Александрович Кондауров – человек замечательных качеств и непростой судьбы. Семнадцатилетним юношей он добровольцем ушел на фронт и героически воевал в качестве механика-водителя танка Т-34. Он был тяжело ранен и ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Вернувшись с войны с восьмиклассным образованием, он в короткий срок получил среднее и высшее образование, стал кандидатом, а затем и доктором исторических наук, профессором.

По инициативе ректора университета Василия Филипповича Тиунова с 1 сентября 1959 года учебно-консультационный пункт был передан университету и был организован новый факультет – экономический.

Я вернулся в университет 1 сентября 1959 года в качестве ассистента кафедры математического анализа.

В 1960 году физико-математический факультет разделился на два факультета: механико-математический и физический.

Это были годы успешного развития механико-математического факультета. С 1951 по 1961 год кафедру высшей алгебры и геометрии возглавлял известный в стране специалист в теории групп и линейного программирования, профессор Сергей Николаевич Черников. Четыре его ученика успешно вели научные исследования и стали преподавателями нашего университета: М. И. Каргаполов, Я. Д. Половицкий, Г. А. Маланьина, Г. С. Шевцов.

С 1955 по 1965г. на факультете работал крупный специалист по теории функций профессор Лев Израилевич Волковыский. Четыре его ученика: Ю. В. Девингталь, Г. А. Жданов, В. В. Думкин и С. Я. Гусман многие годы вели успешную научную и преподавательскую деятельность на факультете.

В 1946 году на факультете начал работать демобилизованный фронтовик, доцент Семён Ильич Мельник, который с 1947 по 1972 годы заведовал кафедрой математического анализа. Им и его учениками в шестидесятые годы были получены важные результаты в теории приближенного решения дифференциальных и интегральных уравнений. Его ученики: Р. А. Рекка, Н. В. Воронина, Л. Г. Ламанова и С. А. Шелепень стали преподавателями факультета.

Воспоминание о факультете тех лет было бы не полным, если не отметить, что после ликвидации технического факультета.

Одна из его кафедр – кафедра механики, которой заведовал доцент Иван Фёдорович Верещагин, была передана механико-математическому факультету. С 1960 года на кафедре механики работал доцент Николай Фролович Лебедев. Деятельность И. Ф. Верещагина и Н. Ф. Лебедева обеспечила успешный старт специальности «Механика» на факультете.

В 1961 году С. Н. Черников уволился из университета и заведующим кафедры высшей алгебры и геометрии стал Пётр Иванович Трофимов, приехавший из Томского университета.

В 1965 году Л. И. Волковыский переехал работать в Ташкент.

Последующие годы жизни факультета достаточно полно описаны в материалах, изданных ПГУ в 2010 году, «Наш мехмат».

За шесть лет моего отсутствия в университете произошли существенные изменения. Университет стал единственным владельцем географического корпуса (сегодня – корпус №5 университета). Был ликвидирован технический факультет, а его студенты с 1960–1961 учебного года продолжили учебу в Пермском политехническом институте.

Резко вырос приём студентов на первый курс практически по всем специальностям; кроме дневного началось обучение на заочном и вечернем отделениях. Общее число студентов в 1960 году уже превышало пять тысяч. Было построено несколько студенческих общежитий, жилой дом, столовая, пионерский лагерь в «Предуралье».

Началось обеспечение квартирами преподавателей университета. В эти годы сложилась практика, при которой городские власти ежегодно планировали выделение небольшого числа квартир преподавателям университета и указывалось в каких новых домах эти квартиры будут предоставлены.

В 1951–1961 годы на факультеты университета было принято много квалифицированных специалистов из других городов страны. Именно в эти годы на физико-математическом факультете начали работать физики профессор М. И. Корнфельд, доцент В. С. Сорокин, доцент Е. Г. Айзенцон, а также упомянутые ранее С. Н. Черников, Л. И. Волковыский и Н. Ф. Лебедев. Были созданы преподавательские коллективы на новых факультетах: техническом, юридическом и экономическом. В университете был создан Вычислительный центр.

Ректор ПГУ Василий Филиппович Тиунов, по моему убеждению, очень много сделал для развития университета в целом и каждого из его факультетов. Став ректором, он в университете был человеком новым, а поэтому у него не было ни факультетских, ни иных симпатий и антипатий, что облегчило ему успешную работу. Его богатейший опыт административной деятельности (он пришел в университет с должности первого заместителя председателя Пермского облисполкома) и связи в органах городской и областной власти позволяли ему успешно решать трудные вопросы, связанные со строительством и обеспечением преподавателей жильем.

Ушел В. Ф. Тиунов с должности ректора по обстоятельствам, не связанным с его основной деятельностью. В зимние каникулы 1960–1961 учебного года группа студентов отправилась в турпоход недалеко от Перми. Турпоход закончился трагически – двое студентов погибли.

Практика деятельности партийных органов в те годы была таковой, что если произошли события с тяжелыми последствиями, обязательно должны были быть найдены или назначены виновные. Когда нет виновных или по каким-то соображениям их не следует искать, тогда трагического события якобы нет (о нем не сообщали в прессе). Так страна не была информирована о землетрясении в октябре 1948 года в Ашхабаде (погибло свыше 100 тыс. человек), о катастрофе 24 октября 1960 года на космодроме Байконур (погиб главный маршал артиллерии М. И. Неделин и многие другие).

В рассматриваемом деле пермский обком КПСС назначил в качестве главного виновника ректора ПГУ В. Ф. Тиунова. Он был приглашен на заседание бюро обкома, где ему был объявлен строгий выговор с занесением в учётную карточку.

Василий Филиппович не ощущал своей вины и справедливо обиделся за наказание. По моему убеждению, он ушел с должности ректора по собственному желанию. Он еще много лет успешно работал профессором кафедры планирования и статистики экономического факультета ПГУ.

В пользу его ухода по собственному желанию говорит нижеследующее. С 1958 по 1962 годы В. Ф. Тиунов был депутатом Верховного Совета СССР и маловероятно, чтобы министр Высшего образования мог снять его с работы по столь незначительному поводу.

Указам Президиума Верховного Совета СССР от 15 сентября 1961 года В. Ф. Тиунов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Итак, 1962 год университет встретил с новым ректором.

Здесь уместно сказать, что Фёдор Семенович Горовой, ректор ПГУ, сменивший В. Ф. Тиунова, был освобожден от должности ректора в 1970 году при аналогичных обстоятельствах.

Он конфликтовал с заведующим отделом пермского обкома КПСС П. И. Кожевниковым, курирующим ВУЗы.

Мне очень повезло, так как 50-летний юбилей ПГУ в 1966 году я отмечал будучи в целевой аспирантуре на кафедре теории вероятностей МГУ, которой заведовал академик А. Н. Колмогоров.

Знания по теории вероятностей и математической статистике и навыки научных исследований, полученные в аспирантуре Московского университете, позволили мне стать кандидатом и доктором по физико-математическим наукам.

После окончания аспирантуры я работал в ПГУ с 1969 года до декабря 1996 года.

В жизни университета в целом и его отдельных факультетов были периоды успешного развития или полного отсутствия такового развития. В столетней истории университета были разные периоды (специалисты по истории науки по сформулированным критериям смогут выделить эти периоды).

О вреде реорганизаций и пользе крупных университетских структур

Изучая многочисленные материалы, изданные в 1991 году и 2001 году к юбилейным датам в жизни ПГУ, я, как неспециалист, хотел бы выделить, по моему мнению, самый тяжелый период в жизни нашего университета.

Этот период включал 1922–1939 годы; он закончился с организацией Пермской области (за два довоенных года и годы после войны не сразу удалось преодолеть последствия истекших тяжелых лет).

В 1921 году проводились мероприятия сначала по разделу, а затем и ликвидации Пермской губернии (в 1923 году она была включена в состав Уральской области с центром в Екатеринбурге).

Немного ранее был открыт в столице Урале другой университет. Уральский государственный университет был учреждён в городе Екатеринбурге декретом СНК РСФСР от 19 октября 1920 года.

Последним действием Пермского губкома партии было назначение бывшего завотделом губкома партии Семена Николаевича Седых ректором университета.

Власти и партийные органы Уральской области многое делали для становления высшей школы в Екатеринбурге (Свердловске), а Пермский университет сам должен был заботиться о выживании.

Большие беды несли нашему университету многочисленные реорганизации.

В 1930 году сельскохозяйственный факультет ПГУ был преобразован в самостоятельный вуз – Уральский сельскохозяйственный институт в городе Перми. 15 октября 1930 года распоряжением Наркомпроса педагогический факультет был преобразован в самостоятельный вуз – Пермский индустриально-педагогический институт.

Медицинский факультет ПГУ в соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР с 23 февраля 1931 года преобразован в Пермский медицинский институт.

Смотря глазами студента ПГУ, учившегося в 1950 годы, не могу понять почему было такое странное выделение зданий вновь организованным институтам, что основной вуз Перми – университет – получил самые маленькие по площади здания. Индустриально-педагогический институт получил большое здание по улице Сибирской; до 1970 года этого здания хватало для проведения занятий в одну смену. Медицинскому институту досталось два здания в центре Перми и часть теперешнего географического корпуса ПГУ; многие клинические лечебные учреждения предоставляли институту помещения для кафедр и чтения лекций. Руководил в то время университетом (1927–1931 годы)  С. А. Стойчев (до того – ректор Нижегородского пединститута и университета). Из главы о Степане Антоновиче Стойчеве в книге В. И. Костицына «Ректоры Пермского университета 1916–1991» (Пермь , 1991, стр. 91–103), я не до конца понял, что именно тогда произошло.

Хотел бы отвлечься от воспоминаний и обсудить, как я его назову, вопрос «вузовского сепаратизма» и роли фундаментальной знаний в вузовском обучении.

Основываясь на моем многолетнем опыте работы вузах (я работал в высших учебных заведениях с 1959 по 2010 год), а также на общении с близкими родственниками, хочу высказать свое мнение по этим вопросам.

Нужны ли вузовская подготовка достаточно узких специалистов или их подготовка должна быть достаточно универсальной (университетской)? Узкая специализация допустима и нередко необходима лишь при обучении в магистратуре и аспирантуре.

В основе любого сепаратизма, включая внутривузовский, лежат интересы людей, прикрываемые разговорами о необходимости подготовки таких узких специалистов.

Так появилась когда-то в Пермском политехническом институте специальность «инженеры кабельного производства» (если есть новая специальность – нужна новая кафедра, а иногда и новый факультет). В лучших университетах Европы и Америки на электротехнических факультетах, как правило, одна специальность.

В Перми в 1980-е годы высказывались идеи о создании в городе двух новых высших учебных заведений: инженерно-строительного института и планово-экономического института (в некоторых областных центрах такие институты были).

Пермский университет с момента его организации до 1930 года включал факультеты, готовящие выпускников по далеким друг от друга специальностям. Такое обучение часто позволяет готовить высококвалифицированных специалистов. Рассмотрю примеры.

Обучение инженеров физике и математике учеными-физиками и математиками с соответствующих факультетов позволяет этим инженерам в будущем решать сложные технические задачи.

Таких инженеров готовит, например, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ и Массачусетский технологический институт. С другой стороны, физики-экспериментаторы в подобных университетах могут получить помощь инженерных кафедр при изготовлении новых экспериментальных установок.

В университете Гарварда наряду с естественнонаучными и гуманитарными есть и медицинский факультет. В Хайфском Технионе (он имеет высокий рейтинг среди университетов мира) наряду с физическим, химическим, математическим и многими инженерными факультетами имеется медицинский факультет. Такой симбиоз позволяет готовить квалифицированных специалистов по медицинскому приборостроению. Мировой рынок медицинских приборов и оборудования соизмерим, а, возможно, и превосходит мировой рынок вооружений.

Выскажу крамольное предложение. Необходимо объединить Пермский университет и Пермский политехнический университет. В таком объединенном университете могли бы появиться новые факультеты биотехнологии и инженерной генетики. Гуманитарный факультет Пермского политехнического университета тогда приобрел бы гуманитарный вид.

Высшее образование, в отличие от узкоспециального, даваемого техникумами или техническими училищами, должно включать получение фундаментальных знаний. Фундаментальные научные знания медленнее стареют и область их применения шире. На естественнонаучных и инженерных факультетах студенты получают фундаментальные знания в курсах: математики, физики, химии, биологии и отдельных важных разделах этих наук.

В списке лучших университетов современной России находятся МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, МФТИ учебные планы, которых включают достаточное число курсов и часов для хорошей физико-математической подготовки. Лучшие зарубежные университеты – Гарвард, Принстон, Кембридж, Массачусетский технологический институт и др. – дают фундаментальную физико-математическую подготовку студентам естественнонаучных и других факультетов.

Я рад за коллег математиков из Томского университета, с которыми был связан многолетним научным сотрудничеством, что этот университет намного повысил свой рейтинг среди вузов России. Пятнадцать кафедр двух факультетов ТГУ (механико-математического и прикладной математики и кибернетики) обеспечивают преподавание всех важнейших разделов математики, механики, вычислительных и компьютерных наук.

Определение фундаментальных наук для гуманитарных специальностей представляется мне более сложной задачей. Для многих гуманитарных специальностей важно также преподавание некоторых разделов математики. Невозможно представить в настоящее время экономистов и финансовых аналитиков, не владеющих математическими методами, основанными на теории вероятностей и математической статистике. Учебные планы подготовки социологов, психологов в зарубежных университетов включают большое число часов (несколько семестровых курсов) на изучение математической статистики и пакетов прикладных программ для обработки данных. Полагаю (возможно, ошибочно), что исключение в 1970-е годы из учебного плана университетской подготовки юристов курса: Римского частного права, являющегося исторически основой современного гражданского права, противоречит фундаментальной подготовке этих специалистов.

Руководству университета придется прилагать большие усилия для обеспечения фундаментальной подготовки выпускников. Для этого полезно сравнивать учебные планы, предлагаемые факультетом и кафедрами для данной специальности, с аналогичными учебными планами лучших ВУЗов России и мира. Трудно нередко противостоять деятельности по включению в учебный план второстепенных общих или специальных курсов или увеличению часов на них.

Заканчиваю свои воспоминания, хочу лишь отметить, что в 90-е годы прошлого столетия высшее образование страны и наш университет переживали тяжелые времена, связанные как с отсутствием реального централизованного финансирования, так и уходом некоторых преподавателей и хороших выпускников в коммерческие и властные структуры. Большая заслуга руководства университета, возглавляемого профессором Владимиром Владимировичем Маланиным, состоит в том, что в эти тяжелые времена не только удалось сохранить университет, но и добиться превращения его в успешный Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Успехов тебе, Пермский университет!

 

Город Калгари, Канада, август 2016 года,
E-mail: : lumelskii@gmail.com