(Воспоминания С. А. Амировой – заведующего кафедрой технологии неорганических веществ Пермского университета)

Сусанна Андреевна Амирова

Сусанна Андреевна Амирова (1 сентября 1919, Вятка — 19 июня 2006, Пермь) — советский учёный-химик, профессор, доктор технических наук, создатель и зав. кафедрой химической технологии неорганических веществ технического факультета Пермского университета (1952–1960), впоследствии — кафедры неорганических веществ Пермского политехнического института (1960–1986). Первая женщина в политехническом институте, защитившая докторскую диссертацию (1965). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1992).

Подробнее об С. А. Амировой см. Амирова, Сусанна Андреевна // Википедия.
Подробнее о техническом факультете университета см. здесь.


Я благодарю судьбу за то, что мне выпала такая честь: начать создавать кафедру технологии неорганических веществ (ТНВ).

В то время в 1951 г. в Пермской области после Великой Отечественной войны создавалась республика большой химии – строился Губахинский химический завод, расширялись предприятия Уралкалия, Березниковский АЗТ и Содовый завод, Соликамский магниевый и Соликамский калийный комбинаты, Галоген, Пермский химический завод им. Орджоникидзе и др. А квалифицированных кадров не хватало.

Мой трудовой стаж исчисляется с началом Великой Отечественной войны. С конца июня 1941 г. я работала начальником смены цеха №6 на БАТЗ по производству меланжа – горючего которым наполняли бутылки и бросали под немецкие танки. Затем я была начальником цеха Свердловского химического завода реактивов, где мы производили индикаторы для обнаружения отравляющих веществ на фронте. С 1944 г. я работала мл. научным сотрудником УНИХИМА.

В 1938 г. я потеряла отца (расстреляли по приказу Сталина, а потом реабилитировали), умерла в нищете и без нормального жилья моя мать, которая 30 лет проработала учительницей. А в августе 1951 г. случайно на охоте был убит мой муж, который провоевал на фронте всю войну.

Я осталась одна с двумя маленькими детьми (4 года и 1 месяц). Пришлось собрать все силы и защитить кандидатскую диссертацию, одновременно принимая участие в розысках убийцы моего мужа.

В это тяжелое и горькое время в УНИХИМ ко мне приехал Сергей Викторович Владимиров – начальник учебной части ПГУ и предложил мне переехать в Пермь в ПГУ им. А. М. Горького и начать работу по созданию кафедры ТНВ.

Для меня это было, как глоток свежего воздуха. Я вместе с детьми переехала в Пермь – приятный, чистый город с красавицей р. Камой и приступила к делу.

Кафедры не было. Меня встретили ассистент Людмила Константиновна Мурылева и ст. лаборант Вера Васильевна Паркачева. Не было даже помещения. Но была уже студенческая группа в 20 человек.

Спасибо профессорам И. И. Лапкину и Е. Ф. Журавлеву. Они выделили нам площади от площадей своих кафедр в разных корпусах. Много и доброжелательно помогали ректор ПГУ проф. В. Ф. Тиунов, проректор Н. Л. Игнатьев и декан техфака К. И. Мочалов.

Засучив рукава, мы принялись за работу: составили описание лабораторных работ по технологии неорганических веществ, купили лабораторное оборудование, посуду и реактивы, приобрели спецлитературу.

Студенты сами смонтировали установки при этом отличились студенты: А. А. Кетов, А. Г. Звездин, Н. М. Прохоров, Л. И. Рылов и др.

Мне пришлось готовить и читать лекции по всем спецкурсам ТНВ: технологии связанного азота, серной кислоты, а также – по процессам и аппаратам. Кроме того я с удовольствием вела лабораторные работы, руководила технологической и преддипломной практиками на химических заводах, в основном в Березниках, всех 20 студентов. Заводы и город Березники понравились студентам. Они сочиняли о них даже стихи и песни. Хорошее светлое было у нас время. И была своеобразная романтика и какое-то возвышенное восприятие химических технологий, процессов и аппаратов, несмотря на производственную пыль, газы и стоки.

Уже тогда хотелось, чтобы студенты знали, что в основе всего увиденного на заводах находятся определенные законы, т.е. наука. Для этого мы провели обследование цеха производства суперфосфата на химическом заводе им. Орджоникидзе. Все 20 студентов были расставлены по контрольным технологическим точкам для отбора проб и их анализа с целью определения технологических стадий и узлов технологической схемы, обуславливающих наибольшие потери фтора. Обрабатывал результаты и писал отчет студент Н. М. Прохорови сделал это без специального обучения не хуже научного сотрудника.

Дипломные проекты, которыми пришлось руководить тоже мне, все 20 студентов выполняли с большим чувством ответственности. Интерес к этой заключительной стадии так и горел у них в глазах.

Фото 1 (1)

Первый выпуск химиков-технологов. В центре основатель кафедры ТНВ С. А. Амирова. 1954 год.

Первый выпуск инженеров-технологов-неоргаников состоялся в июне 1954 г. На должность председателя ГЭК мы пригласили зав. кафедрой ТНВ Уральского политехнического института одного из авторитетных и ведущих химиков-технологов Урала, проф. Я. Е. Вильнянского. Все защитили только на повышенные оценки, а председатель ГЭК – весьма критический специалист, перед авторитетом которого даже технологи с большим стажем работы преклонялись, дал высокую оценку нашему первому выпуску.

Старостой нашего первого выпуска был Леонид Иванович Рылов, который до института служил матросом и был на войне. Через 20 лет его сын Владимир Леонидович Рылов успешно закончил нашу кафедру и аспирантуру при ней, защитив кандидатскую диссертацию. Более 50% выпуска были посланы работать на Губахинский химический завод, 4 человека успешно защитили позднее докторскую (А. Н. Кетов) и кандидатские (Н. М. Прохоров, А. Г. Звездин) окончив аспирантуру кафедры.

В 1955 г. на кафедру пришел В. В. Печковский.

Мы все понимали, что без серьезной научно-исследовательской работы нельзя быть полноценным преподавателем ВУЗа и создавать новые спецкурсы, нельзя готовить качественных инженеров и завязывать с заводами деловые связи и хоть как-то им помочь. Поэтому мы заключили с БАТЗ по переработке кобальтового концентрата и производству пиролюзита, а затем – и с Чусовским металлургическим заводом по производству пятиокиси ванадия хоздоговора и начали совместно со студентами работать, проводя лабораторные исследования, укрупненные опыты и промышленные испытания. При этом А. Ф. Ложкин защитил кандидатскую диссертацию, В. В. Печковский заканчивал, а я начинала докторские диссертации. Этому способствовала и обстановка в ПГУ, в котором преподавателей называли научными работниками и требовали научную продукцию.

К научно-исследовательской работе мы привлекали и студентов, которые систематически отчитывались по результатам на заседаниях студенческих научных кружков.

Как сейчас помню аудиторию студентов 100–150 человек, у доски очередной докладчик, а председательствует староста курса. Тогда им был С. В. Островский с прекрасной белокурой шевелюрой волос.

Мы сделали в ПГУ на техническом факультете всего 7 выпусков и к моменту перевода нас во вновь создаваемый Пермский политехнический институт наша кафедра в основном была сформирована со своим научным направлением: «Исследование кинетики и механизма гетерогенных процессов: твердое тело – газ» и своими методическими принципами активного обучения, ориентированными в основном на активную самостоятельную работу студента.

И я весьма благодарна ректору В. В. Тиунову, проректорам Н. А. Игнатьеву и В. Ф.Усть-Качкинцеву, профессору И. И. Лапкину и особенно – декану технического факультета К. И. Мочалову за добрую и умную помощь.

С 1961 года кафедра ТНВ жила и работала в составе Пермского политехнического института. (Нужно отметить, что кадровая база Пермского университета для кафедры стала актуальной надолго: до 1984 года ей руководила С. А. Амирова, с 1984 по 2013 – другой выходец из техфака университета, Сергей Владимирович Островский).

Увеличивали набор и выпуск студентов, расширился и состав преподавателей, последних не хватало. Для подготовки, в основном преподавателей, открыли аспирантуру под руководством двух профессоров (В. В. Печковского и С. А. Амировой).

Наша научно-исследовательская работа часть включала в себя функции академических, прикладных и проектных институтов. В этих работах непосредственное участие принимали студенты, аспиранты, доктора, профессора, ИТР и рабочие заводов. И за разработку и внедрение технологий по пятиокиси ванадия я искренне благодарна большому авторскому коллективу: В. Г Прохоровой, Н. Г. Лопатиной, С. А. Куценко, В. Н. Кудряшову, Л. А. Юксеевой, Э. Г. Сидельниковой, Н. В. Старцевой, А. И. Третьякову, Б. Н. Варскому, Р. А. Хомякову, И. Н. Губайдуллину, Шашину А. Н., В. М. Минсадырову и многим другим.

За 50 лет кафедра выпустила более 2500 инженеров, которые по нашей информации успешно работают на химических и металлургических предприятиях, часто на руководящих постах – директорами, главными инженерами, начальниками ЦЗЛ, цехов, смен заводов, акционерных обществ, в научно-исследовательских, академических институтах, ВУЗах.

В конце нужно отметить, что кафедра существует полвека. За это время наша страна пережила разные, часто противоположные политические устои, которые выдвигали различные народно-хозяйственные задачи: это – культ Сталина, послевоенное восстановление народного хозяйства, когда инженеры должны были поднимать разрушенные заводы до довоенного уровня. Затем 1960–1980е – годы технического прогресса. Основная задача тогда была увеличить выпуск продукции, невзирая на далеко не передовое оборудование и практически на отсутствие тогда малоотходных технологий. В этот период мощности росли и пропорционально им возрастало загрязнение окружающей среды (воздушного бассейна, гидро- и литосфер) отходами производства, особенно в энергетической, металлургической и химической отраслях промышленности. Тогда все силы были брошены на создание малоотходных технологий: и эта проблема и в настоящее время до конца не решена.

И самое последнее, что выяснилось: Россия в экономическом и технологическом аспектах еще далеко не вписалась в глобальное пространство. Мы часто не знаем, что многие технологии далеко не передовые и выпускают продукцию худшего качества, а, следовательно, и более дешевую, что отрицательно влияет на прибыль и другие экономические показатели.

Нас называют страной высокообразованных нищих. Потому, что даже то, что мы знаем и то, что наука достигла, мы почти не внедряем, т.е. работать не умеем и в конкуренции с глобальным миром высокоразвитого капитализма не всегда побеждаем.
Отсюда задача кафедры: научить выпускников творческому мышлению, созданию передовых и экологически чистых технологий с меньшими затратами. Кроме того выпускников надо научить предпринимательству, чтобы они на деле эффективно использовали свои знания. В этом отношении должны помочь более активные формы обучения с упором на самостоятельную учебу.
Всего вам доброго. Спасибо, что вы были, есть и будете.

2001 год