yusuetin

Юрий Максимофич Суетин – выпускник физического факультета ПГУ 1967 года. По окончании университета работал в Северодонецке (Луганская обл., УССР) на химическом комбинате. По семейным обстоятельствам в том же году вернулся в Пермь, работал на машиностроительном заводе им. Дзержинского. В 1971 году перешёл работать на Пермский завод химического оборудования, где проработал до февраля 1989 года (в 1988 году по инициативе Ю. М. Суетина завод получил новое название «Пермский завод Машиностроитель»). В феврале 1989 года перешёл работать в Пермское объединение телефонной техники зам. генерального директора. С 1993 по 2010 год работал в Главном управлении России по Пермскому краю Центрального банка РФ. В 2007 году организовал выпуск банком России памятной монеты достоинством в 10 рублей, посвящённой Пермскому краю, которая была выпущена в 2010 году. В том же году Ю. М. Суетин вышел на пенсию. Занимался охраной природы и краеведческой деятельностью.


1961 год был не только годом начала космической эры, в это время развилось много новых наук – радиоастрономия, астрономогеодезия, астрофизика – так или иначе связанных с процессом более углубленного освоения и изучения космоса. Всё это было настолько интересно, романтично, загадочно и…маняще, что и мне захотелось тоже участвовать в этом процессе. Я заканчивал 10-й класс и без долгих раздумий решил после школы поступать на физический факультет Пермского государственного университета им. А. М. Горького – тогда там была совсем ещё «молодая» специальность – «радиофизика и электроника» (было что-то в этом названии созвучно с радиоастрономией). Сдал летом 1962 года выпускные экзамены в школе, затем вступительные экзамены в университет, набрав при этом 24 из 25 баллов, и с 1 сентября 1962 года я был зачислен в студенты.

 yusuetin2Таким я пришел в университет в конце августа 1962 года. 

Войдя в здание тогдашнего главного корпуса университета и поднимаясь по главной лестнице, на правой стене я увидел два заинтересовавших меня объявления – о постановке на комсомольский учет и о записи желающих в университетский хор.

building-2Вход в тогдашний главный корпус ПГУ.

Оказалось, что оба эти действия происходили в смежных кабинетах на первом этаже корпуса, на входной двери была табличка с надписью «Комитет комсомола».
После того, как я встал на комсомольский учет, заведующий сектором учета комитета комсомола университета Саша (Идрис) Галиахметов, после моего вопроса – «а где здесь в хор записывают?», проводил меня в смежную комнату – на прослушивание, которое проводили два великих, по моему нынешнему твердому убеждению, человека – аккомпаниатор хора и вокального кружка Борис Арсеньевич Облапинский (одновременно он был прекрасным преподавателем на кафедре аналитической химии химического факультета университета и преподавателем на фортепианном отделении Пермского музыкального училища) и руководитель вокального кружка, заслуженная артистка РСФСР, бывшая солистка Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, Наталья Терентьевна Измайлова.

На прослушивании я спел две популярные в то время песни – «Черное море моё» Оскара Фельцмана и «Шумит волна, звенит струна» Юрия Слонова, после чего был записан в университетский хор, а также принят в вокальный кружок. Потом, когда в октябре Борис Арсеньевич стал из участников хора «добирать» новых певцов и солистов студенческого мужского вокального ансамбля, образовавшегося в самом конце 1961 года из выбранных Облапинским шестерых парней – активных участников университетского хора, он как-то незаметно для меня сделал меня одним из солистов ансамбля.

В дальнейшем, за годы моей учебы в университете и Борис Арсеньевич, и Наталья Терентьевна вместе положили немало своих сил и труда на моё певческое обучение и на формирование исполнительского мастерства, за что я благодарен им и по сей день. Сегодня я без преувеличения могу сказать, что тот вокальный и исполнительский уровень эстрадных песен и классического репертуара, который заложили в меня и в других своих учеников эти два великих человека, сделал нас, пожалуй, гораздо выше по профессиональному уровню, чем иные нынешние эстрадные звезды. Чтобы выйти на сцену и исполнить песню (и не только на студенческой сцене), надо было трудиться, и напряженный труд для меня начался уже с первых же дней пребывания в университете.

На первом же курсе я был освобожден от поездки вместе с однокурсниками в колхоз (на уборку картофеля), и весь сентябрь, почти каждый день, ходил на занятия к Борису Арсентьевичу – разучивал новые для себя песни, которые должен был исполнять с мужским вокальным ансамблем (и так было потом – следующие два года я также не ездил в сентябре в колхоз). Уже в начале ноября 1962 года ансамбль, в новом составе, набранном как и я также в начале сентября, выступил в концерте в Пермском доме культуры железнодорожников, в котором я с ансамблем спел «Песню о друге» Андрея Петрова из кинофильма «Путь к причалу». А после этого концерта продолжились занятия и в хоре, и в вокальном кружке, и в ансамбле – впереди был новый 1963 год, к празднованию которого готовились новые песни.

Да, надо сказать, что на первом курсе мне было предложено заниматься ещё и в лыжной секции (ведь при поступлении я указал в анкете, что меня был 2-й взрослый разряд по лыжным гонкам), но я как-то быстро сообразил, что для голоса (для горла) дышать на морозе не очень полезно для пения, и, можно сказать, вовремя улизнул из секции.

В общем, на то, чтобы веселиться, мне, как в старой поговорке про студентов – «от сессии до сессии живут студенты весело», не особенно-то и было время – два раза в неделю занятия в университетском хоре, с восьми до десяти вечера, а потом – до двенадцати занятия в ансамбле, кроме этого, три раза в неделю днем – занятия в вокальном кружке (шлифовка песен, исполняемых с ансамблем, и песен, которые исполнялись соло и с хором на университетских концертах и конкурсах), ну, и ещё надо было заниматься в читальном зале университета, и так первые три курса.

Во время обучения на четвертом курсе мне посчастливилось вместе с солистами университетского хора и ансамбля подготовить и участвовать в постановке оперы Н. Лысенко «Наталка Полтавка», а затем и в исполнении её весной 1966 года. Так что, студенческая жизнь у меня была насыщена интересными развлекательными событиями.

Но кроме самодеятельности надо было выполнять и основную работу – учиться, то есть, ходить на лекции, как на общеобразовательные (таких, как история КПСС, политэкономия, диалектический и исторический материализм и прочие), так и специальные (по программе отделения радиофизики и электроники нам были прочитаны лекции – вводные курсы по 14 специальностям, по любой из которых мы могли бы работать после окончания университета), и выполнять практические работы (ходить на практикумы) и обязательные курсовые работы.

Думаю, что ещё в начале 1963–1964 учебного года у Бориса Арсеньевича созрела мысль – проехать с концертами ансамбля и солистов по крупным городам Пермской области, расположенным, в основном, вдоль горнозаводской ветки железной дороги, начиная с Соликамска – видимо этому способствовали выступления нового состава ансамбля и солистов на городском конкурсе коллективов студенческой самодеятельности под названием «Студенческая весна» 1963 года, ставшие успешными.

И вот, в начале февраля 1964 года, в зимние каникулы моего обучения на втором курсе физического факультета, мужской вокальный ансамбль, пять его солистов (в том числе и я) и инструментальная группа выехали «на гастроли», которые начались с концерта в Боровске – городе-спутнике города Соликамска. В Боровске, на градообразующем предприятии – заводе «Урал», работало много выпускников химического факультета университета, поэтому, несмотря на стоявшие тогда 55-градусные морозы, зал был полон, и первый концерт ансамбля прошел с большим успехом. Дальше были концерты в населенных пунктах по горнозаводской железнодорожной ветке – в городах Соликамске, Березниках, Александровске, в поселке Яйва (на строительстве Яйвинской ГРЭС – ударной комсомольско-молодежной стройке, наш концерт слушателям понравился настолько, что в нашей «Книге отзывов» была сделана эмоциональная запись – «Сдадим два блока ГРЭС раньше срока!»), в шахтерских городах Кизел, Губаха и в городе металлургов Чусовой. А после этого учебного года, пока был жив Б. А. Облапинский, ансамбль каждые зимние каникулы выезжал на гастроли – и не только по Пермской области, но и в другие регионы – Свердловскую (на конкурс самодеятельности Урала) и Горьковскую области (я тогда учился на пятом курсе), а после окончания университета маршруты гастролей ансамбля знаю не очень точно – я перестал быть его действующим участником.

Впечатлений от успешных гастролей было много, и хватило их надолго… Гастроли ансамбля – это было интереснейшее и значительное мероприятие в жизни каждого из участников ансамбля. Поездки не только помогали совершенствованию вокального и сценического мастерства, они ещё и своеобразно объединяли участников ансамбля – наверное, потому многие из участников ансамбля дружат и в настоящее время.

В гастролях определялись и человеческие качества участников – непорядочных (плохих) людей в ансамбле просто не было, может быть, тому способствовало какое-то человеческое «чутье» Бориса Арсеньевича на хороших людей.

Кроме зимних гастролей, начиная с весны 1964 года, ансамбль давал ежегодно на первомайские праздники по нескольку платных концертов, все сборы от которых шли во внебюджетный фонд университета, на оснащение ансамбля и инструментами, и концертными костюмами.

Чаще всего концерты проходили в помещении тогдашнего Пермского драматического театра (сейчас там Пермский театр юного зрителя) и всегда с аншлагом. Ансамблю и нам, его солистам, довелось выступать практически во всех концертных залах города – и в тогдашнем Дворце завода имени Свердлова, и во Дворце завода имени Ленина и в других домах культуры и в клубах. Самая лучшая акустика была, конечно, в зале драмтеатра, также хорошо было выступать во Дворце завода имени Свердлова – там было хорошо слышно себя – а ведь мы пели не «под фанеру» , как многие поют сейчас, а, что называется, живьем, а хуже всего было выступать во Дворце завода им. В. И. Ленина – там была, можно сказать, акустическая яма. Довелось нам выступать и в Пермском государственном театре оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского, причем, и ансамблю (в сборных концертах городского и областного значения), и мне – с ансамблем и сольно.

Весной 1967 года на сцене оперного театра прозвучало очень серьезное музыкальное произведение – «Патетическая оратория» известного композитора Георгия Свиридова на стихи Владимира Маяковского (для симфонического оркестра, хора, баса и меццо-сопрано) в исполнении симфонического оркестра Пермского оперного театра и смешанного хора под управлением известного хорового дирижера Александра Юрлова.

В составе хора были участники университетского хора, в том числе и «бригантинцы», а также участники хоров музыкального училища и Оперного театра. Женскую партию меццо-сопрано исполнила Клавдия Кудряшова – солистка оперного театра, позднее народная артистка СССР, а мужская басовая партия была доверена мне, двадцатиоднолетнему непрофессиональному исполнителю. Это событие до сих пор живет в моей памяти.

В начале 1965 года ансамбль обрел своё концертное имя «Бригантина», ставшее на долгие годы известным и популярным не только в Перми и в Пермской области, но и за её пределы.

brigantina-znachokВот один из вариантов изображения нагрудного значка участника мужского вокального ансамбля «Бригантина» Пермского государственного университета имени Алексея Максимовича Горького.

Два самых первых таких значка я купил по поручению Бориса Арсеньевича в магазине «Подарки» на Комсомольском проспекте и там же сделал на каждом из них гравировку (разную). Так сувенирный значок стал нагрудным значком для участников ансамбля «Бригантина».

Мои воспоминания об участии в «Бригантине» на протяжении всех лет моей учебы в университете и ещё двух лет после его окончания могли бы занять не одну страницу… Лишь со временем, через много лет я понял, что именно участие в «Бригантине», выступления с ансамблем, мои занятия с Борисом Арсеньевичем и Натальей Терентьевной сформировали во мне качества, позволившие мне добиться в своей жизни того, о чем буду рассказывать дальше. Ведь совсем непросто было выйти на сцену впереди ансамбля из двенадцати парней и спеть песню, и не какую-нибудь слащаво-лирическую, а серьезную патриотическую, да ещё и исполнить её так, чтобы «взять в руки» тысячную аудиторию и привести её за 3–5 минут исполнения песни к её пониманию и одобрительной реакции, и уже только одно это обстоятельство незаметно формировало во мне какие-то качества лидера. Конечно, этому способствовал и репертуар исполняемых произведений, которые подбирал Борис Арсеньевич и предлагал мне для исполнения с учетом моих голосовых данных, как с университетским хором и с ансамблем «Бригантина», так и соло – а в основном, это были песни о Великой Отечественной войне, такие, как «Шинель» А. Флярковского, «Хотят ли русские войны» Э. Колмановского, «Бухенвальдский набат» Вано Мурадели, «Твои одногодки» А. Колкера, «Смоленский мальчишка Иван» А. Основикова.

yusuetin3

За исполнением песни Александра Основикова «Смоленский мальчишка Иван».

Ещё были и песни романтичные («Сын неба» Бориса Вахнюка, «Мальчишки» и «Песня остается с человеком» Аркадия Островского), и песни о знаменательных событиях в стране («ЛЭП-500» А. Пахмутовой, «Палаточный город» и «14 минут до старта» Оскара Фельцмана) и другие.

yusuetin4

Исполняется песня Аркадия Островского «Про юнгу и 500 Америк».

Все эти песни формировали во мне и гражданскую позицию, конечно же, соответствующую духу того времени, но этот стержень остался во мне и по сей день, и думаю, что он – правильный.

Надо сказать, что мои выступления на популярных тогда городских конкурсах-смотрах вузов «Студенческая весна» всегда достаточно высоко оценивались взыскательными жюри – уже на первом моем выступлении на смотре весной 1963 года я получил Почетную грамоту, а в дальнейшем, пока до весны 1968 года выступал на смотрах от университета, мне ежегодно присваивалось звание «Лауреат городского конкурса «Студенческая весна», так что, вроде бы можно было петь и дальше.

Но, когда в августе 1971 году я стал работать на одном из достаточно серьезных закрытых предприятий города, то вскоре принял решение больше не петь на сцене, так как отпрашиваться от работы для поездок с университетским ансамблем на гастроли и других выступлений стало бы невозможным.

Конечно же, на юбилейных встречах «Бригантины» я пел и вместе с ансамблем, и просто пел те песни, которые на сцене исполнял ансамбль, но регулярных выступлений больше не было.

В июне 1967 года я окончил университет и был направлен работать по распределению в город Северодонецк тогдашней Ворошиловградской (ныне Луганская) области на Украине, на Северодонецкий химический комбинат.

Но это уже совсем другая история.

Ю. М. Суетин, 2012–2016.

См. также: Бригантина (ансамбль) // Википедия.